На восток
На ковре-вертолёте
Мимо радуги
Мы летим, а вы ползете
Чудаки вы чудаки...
"Агата Кристи"
3300 км от Тольятти до Ачинска занимало трое суток в былые годы.
Это был марафон до изнеможения, и в этом было захватывающее начало. Каждый прогон
воспринимался как бой за свободную трассу, за выигрыш времени. Мы с Бетси без устали
обходили колонны фур с хвостами из тормозных иномарок. И лишь слабые отзвуки жизни,
мелькающей впереди и тут же остающейся позади мчащейся Бетси, вызывали сожаление о
скорости. Мозги размягчались от зуда Бетси. В короткие остановки на 20-30 минут спешил
прикрыть глаза и выключиться, и выпить чашку чая из термоса в прикуску со снеками из
коробки под рукой. Но ведь есть же что-то заманчивое в этих землях, пронзаемых трассой
навылет. Наверняка многие путешествующие как я чувствуют то же самое.
И вот нынче я установил планку в 80-90, ближе к 80 км/ч.
Получилось настоящее путешествие на авто по югу всей Западной Сибири, приключение
длиной в четверо суток, с великолепными дорожными впечатлениями. А ведь Аня чуть было не
уговорила сесть на поезд или самолёт.
На холмах Башкирии
Первый день.
Черепашья езда, плелись с Бетси по ремонтируемым
дорогам Самарской области и Башкирии. И случилось чудо – 3.8 л/100 км! Когда в целом
было 4.3 л/100 км. Значит, на обгонах, когда резкий газ/разгон, темп потребления бензина
возрастает сильно. Машин столько, что дышать стеснённо. Тащимся. Бетси журчит успокаивающе,
и у меня почему то нет сомнений, что она справится с дорогой. Скучновато, пока не доберёшься
до башкирских холмов – распаханый и обжитый сельский рай.
В одном месте за Кандрыкулем удивило скопление машин на обочинах, около сотни. Мелькнувшая
вода за деревьями объяснила эту тусовку – заманчивое озеро Кандрыкуль. Нынче не жарко
– уходим. Лишь к вечеру с высоты представился внизу белый город в золотом свечении вечернего неба
– Уфа.
Ночёвку выбрал над обрывом над городком и рекой Сим (694 км).
Сим
Сокровища Сим-Сима
В ночи мяукнула кошка. Не первый год встречаю её здесь, хозяйку мусорной
бочки над обрывом. Она независима, не подходит покляньчить. Огнями в ночи сияла разверзнувшаяся
пропасть под колёсами Бетси. Россыпь огней внизу, под огромным звёздным небом, была словно
бриллианты Алладина или из пещеры Сим-Сим. Это моё вожделённое место: стремлюсь к его ночным грёзам.
Здесь, над бездной, носится то ли ветер, то ли Маргарита на метле, то ли дух Мцыри, и пульсирует
артерия России – вечно движущиеся огни трассируют её далеко вдаль. Адепты сказали бы –
место силы.
Дорожные сны
Верный компаньон в путешествиях(1)
Над пропастью спалось особенно хорошо, лучше чем дома – да простит мне это Аня,
– снились сны, М5 в двух десятках метров совсем не беспокоила. Нравится в дороге ночевать
в авто: всё необычно, за несколько часов высыпаешься как младенец. Сплю на разложенном
кресле, под походным одеялом, под ноги холодильник.
Долина Сим-Сима
Пробуждение Сим-Сима
Сны над Сим-Симом
Хозяйка мусорной бочки над Сим-Симом
Ранний подъем второго дня одарил туманным видом Сим-Сима.
Воздух над ним лишь едва тронулся позолотой от Солнца.
Местная хозяйка обходила свои владения. Через это уральское горлышко
пол-страны проезжает и ей что-нибудь перепадает.
Лёгкий чай от вчерашних щедрот термоса – и в путь, до первой усталости
через 2-3 часа и нашей с Бетси подзаправки, т.е. когда начнут морить сон и голод.
По дороге забегал в придорожные таверны лишь за кипятком в термос – просили от 10 до 30 р
за литр, а где-то даром (казалось дичью, что меня не обдирают). И охотился за самсой. Не ел в тавернах
принципиально, придерживался походной кухни: останавливался и устраивал пикники на природе.
Еда на зелёной лужайке под высоким небом
– это вам не вонючая, хоть и вкусная, таверна; да и здоровье убережёшь (вспоминая
армянское кафе Ноя в Башкирии). Что-что, а еды
можно напихать в Бетси предостаточно. Даже холодильник есть: из ведра, вложенного
изолона и холода замороженных продуктов (молоко, кефир и т.п.). "Скисает" он лишь третьим днём.
Вершины над Малой Саткой
Малая Сатка
Впечатлила гора справа по ходу в районе Сибирки
и Сатки: она была слишком высока для Урала, наверное, это был облачный мираж. В той стороне
находится нац. парк Зюраткуль. Минуем реки Катав, Сатка, Ай
– выхожу полюбоваться на Сатку.
Эх! на байдарочке бы, да по ним. Влажно, лес жирный. Нарвал кипрея для чая. Где-то стрельнул
кипятка. На перекуре только подзаправился. Обед будет вечером.
"Шёлковый" путь Бердюжья
Пошёл прогон по озёрному краю, через Курган и Макушино, на Ишим (в сторону Тюмени).
Стало гораздо свободнее на дороге – вот она воля, Сибирь. То, что смутно ощущалось, когда вырвался
из объятий Города, когда Бетси прорывалась через стеснённое пространство Европы, это заполонило душу и стало явным
чувством воли.
Сибирь в генезисе
"Плоская" жизнь в Бердюжье
Царство комаров и уток
Частоозёрье. Этот регион мне почему то нравится больше других.
Не случайно ли в этих краях было сердце Сибирского ханства? – внутреннего улуса Золотой Орды,
наделённого то ли местному князю, то ли пришлому царевичу (то ли чингизиду, то ли нет) Тайбуге ещё
от Чингизхана. Там кругом болота и озёра, надо полагать много рыбы и тучи уток (и комаров
тоже). За озёрами маячат маковки церквей. Это райское место! Я наслаждался запахами.
То будто в аквариум попадаешь, то клеверный,
сладкий, то болотина сырая, но страсть приятная.
Блюдце с каёмкой
Маковка над озером
Однажды, под Ишимом, на разбитых фурами дорогах, я повстречал
маленького брата из
Поднебесной на большом лимузине – это было шиком; на корявом английском он спрашивал о
ближайшем автомагазине. Трудно передать моё удивление и восхищение его авантюрой. Тут и
мысли о первопроходцах приходят – их должна была влечь страсть к неизвестному. После них
мы идём словно по местности, лишённой неизвестности/невинности, лишь смутно
понимая первопроходцев. Никак не сравнится спокойная жизнь где-нибудь на прибалтийском
хуторе с видом на Балтику, с силой чувства первопроходца. Вероятно, именно этому чувству
Ермака мы обязаны за владение Сибирью: его завоевания (по сути грабёж бывшего флибустьера)
по большому счёту были не нужны Московии – и так она получала дань из-за Камня (Урала),
промышленники (2) к тому времени хаживали за него уже около полутора
веков, но Московию не привлекали земли, по которым кочевали редкие орды, – его отряд никто
не посылал, на Руси Ермак был преступником, более того, Иван Грозный велел Максиму Строганову
отозвать казаков из Сибири. Если б не Ермак ... (3). Да, лихие были
люди. Лишь 150 казаков вернулось из 5000(4), вышедших в поход, полагаясь
на авось и удачу.
      Пока мы вежливо изъяснялись о технических нюансах поломки лимузина и местной географии,
подошла колонна фур и суровая братва дорожных забойщиков задала нам перца: мы перекрыли узкую
дорогу на реверсивном участке. Значительный грузопоток по М5 идёт в объезд Казахстана
через Ишим, а Бердюжье славилось тогда своими дорогами-зыбунами, вечно разбитыми
и ремонтируемыми, и перегон там был битвой.
Там Гера сливает воды
Полосами молотил дождь, охлаждая пыл Бетси. Как хорошо в ней, как
свирепо снаружи. Стемнело задолго до Ишима. Шёл в ночи, прижимая
клавишу света пальцем: на пресловутых дорогах Бердюжья Бетси вытрясло.
Неуклюже ковыляющие фуры не представляли никакого препятствия.
Бремя
Удивителен переход между Европой и
Сибирью, чувствуется изменение после Урала. Кажется, что сибирская земля наделяет людей
другим чувством/психикой, словно по щелчку: пересекаешь хребет – хоп и готово. Может в этом
заключена загадка Сибири? Она пребывает в сознании многих несформулированной.
"Велю, чтоб друг на гробе начертил
Пол-линии: и я в Сибири жил."
– так выразил своё притяжение Сибирью Пётр Андреевич Словцов ("сибирский Карамзин").
Сибирь – это "отчизна Дон Кихотов" по мнению Михайло Михайловича Сперанского
(сибирский генерал-губернатор 1819–1821 годов)(5).
"Природа назначала край сей … для сильного населения"
(М.М. Сперанский), которое для российского периода Сибири по сути получилось крутым
сплавом вольных/беглых крестьян/казаков, каторжан и ссыльных политических. Своё
название Сибирь получила от "доисторических" (до прихода промышленников) упоминаний земель/топонимики
между Тоболом и Иртышом, т.е. сразу за Уралом, из языков кочующих там орд. Так столицу
Сибирского ханства, Искер чаще называли Сибирь –
город до монгольского периода, в 17 км от Тобольска, известный венецианским
картографам, хотя на всей Западной Сибири тогда проживало всего несколько десятков тысяч.
Таким образом топонимика этой не большой земли расширилась до океанов, и эти земли являются
сердцем Сибири.
Вторую ночь ночевал на заправке Газпрома. Там нет толчеи, оттуда не гоняют,
как на других, и можно их туалетом воспользоваться, чтобы
умыться и зубы почистить. Бывало сворачивал на просёлки, за лес, чтобы
не светиться. Нынче же от дождей просёлки разверзлись.
Ишим
Третьим днём,
проснулся очень рано, от прохлады словно протрезвевший
– оказалось, что ночевал прямо у символической тумбы Ишима. Заменил переключатель – и
вперёд. Рано утром пустая трасса под высоким небом окрыляет – это трамплин на Олимп.
Только вот жалко покидать эту жалкую и притягательную землю. Другие уже не будут так
волновать.
Вдохновение
Ишимская земля
На грани света и тьмы
У Абатского меня остановил мент, радостно поджидая
на пустой трассе, и наградил штрафом за выключенный свет, при этом был разговорчив.
Возможно он был выспат и радовался жизни. А я был хмур и зол, всем своим видом показывал это.
Название Абатское интригует, так и хочется осмотреть городок.
Местный в парке дома культуры
Бараба
500км пустой трассы по Барабе
За Омском, пошли безлюдные Барабинские степи –
знаменитая громадная низменность, со своими болотами и лугами, и да, характерными для
лесостепей берёзовыми колками. Бараба – степь, пустыня, – слово семитского
происхождения, так называли край ещё в XVI в. Облака и поля – вот та сцена, по
которой неслась моя Бетси.
На луга и болота оседает туман
Ночной покров
Ночные путаны
Чем хороша дорога – можно подумать: время и обстановка
позволяют. Медитируешь над разворачивающимися пейзажами. Из-за этого люблю путешествовать
на машине. И будто что-то лучше понимаешь, что-то открывается. И машина – не машина,
а собственно усовершенствованная телега (удивительная телега!).
И катишься этак, развалившись и философствуя.
Барабинская плоскость словно засасывает/влечёт – ты везде над ней, распластался, такой
кайф. Какой там ковёр-вертолёт. А ехать по ней ночью – фантастика. С ночным холодом туман
обступает дорогу. Внезапно он наползает на дорогу из глубины тёмной равнины, машины
рвут его в клочья, и он летит за ними крыльями. Дорога пробивалась машинами – едешь
словно в тоннеле, высвечиваемом фарами, в темноте за дорогой чувствуется бесконечное Ничто.
Появляются мастодонты-фурии, фейерически сияя огнями – сомнут, если растеряешься,
ослепленный внезапным светом, не зевай. Между ними затесавшиеся волки, рыскающие от одного
мастодонта к другому. Когда гурт проносится мимо, я остаюсь в глубокой тишине и темноте,
словно до сотворения мира. Как они были скоротечны...
Ночная пристань
Четвёртого дня, опять ранний подъем,
теперь с видом на холодные туманные луга реки Каргат, где-то в 150 км от Новосибирска (2480 км).
По соседству на мусорном баке ворона – она то ли сонно замерла в ожидании Солнца,
то ли созерцает давно известное ей содержание бака. Ещё немного медитируем и вперёд –
навстречу Солнцу.
Навстречу Солнцу
Проехал речку Анюшка! Каково название. Как рукой сняло
сонливость.
Пару раз встречались велосипедисты-путешественники – салютовал сиреной. Это
настоящие герои! А вы говорите ... Мне силы хоть и позволяют, но мозги стали более
прагматичными, не позволю тратить столько времени и сил на "пустое".
На одной бензоколонке моя Марта прибилась к мелюзге, мал мала меньше,
высыпавшей из машины. Мелких она обожает, видимо потому, что они обожают её. Пришлось
знакомиться – они растут в путешествиях, папа каждый год летом мотается из Москвы в
Читу. А на очередной бензоколонке Марта вернулась с гулянки без ошейника.
Мемориал жертвам Сиблага
До Мариинска через
Кемерово идёт горная трасса – наверное самый красивый участок пути, лучше,
чем уральский. Так и хочется осесть в здешней деревне. Тут я сорвался, и, каюсь, стал
гонщиком, подчиняясь горкам-качелям. Согласитесь, трудно удерживать подругу на 80-и, когда
она рвётся ухнуть вниз на 120-и без каких-либо ваших усилий. Увы, в таком необузданном
состоянии медитативное сознание невозможно. Кемерово добавило взвинченности: ехать
через него по Кузнецкому проспекту очень муторно (будь оно неладно, лучше в
объезд).
      В Мариинске, на въезде, на речке Баим,
мемориал жертвам сталинских лагерей "на Мариинской земле" – целая композиция лагерных
сооружений, символизирующих лагерную жизнь и страдания, с часовней святой великомученицы
Анастасии, – настраивает на мысли о вечном. Почитал мемориальные таблички – это медитация
о жертвах, напоминание о нашей конечности и о душе/человечности, отрезвляет и даёт понимание
цены и ценности своих предприятий. Там, на ступеньках к речушке присел усмирённый.
Как возможно массовое истребление друг друга, что за бешенство охватывает людей? Как это
стало далеко от нас и непонятно – революции, выбор белое-красное, войны, строительство
коммунизма, все эти бойни.
      Укатали кемеровские горки мою Бетси до износа ремня генератора (а на выезде
был приличным на вид). Пришлось ремонтироваться при свете уличного фонаря. Кто-то из
посетителей соседнего комка предложил помочь, но работа была не сложная. Эта "пустая"
готовность камрада помочь отогрела душу после мемориала, стало легче.
Вознесение через страдания
Последние 150 км в ночи чем-то отличались от частоозёрских. Я и
говорю, что дорога чревата впечатлениями. Мне вдруг открылось ощущение/предвкушение
предстоящих охот и рыбалок. То, чем я обделён на европейском континенте, что было загнано
в тёмный угол сознания, рудимент для просвещённого и технологического общества, что не
имеет никакого рационального обоснования, и даже "опасно" для экологии. "Какая там Волга!
Тьфу, по сравнению с Обью", – как говорила Людмила Георгиевна Веселова, наш
незабвенный секретарь, из Бийска. Нет уже у Волги того обояния, что осталось лишь
на картинах самарского ван Гога, Валентина Пурыгина. Какие там охотничьи хозяйства!
В них медведь не уживётся, не то, что в сибирской тайге. Лишь в Сибири я могу искупаться
в реке без брезгливости, обычной для волжской воды, отъедаюсь щукой, мною пойманой,
бью ноги по тайге по медвежьим следам ради встреч с рябчиком.
Дело во встрече с дикостью, неподдельным, с Природой, когда происходит перевёртыш в
мозгах и начинаешь понимать истину. Как искажено современное рафинированное сознание
человека от долгого пребывания в городах. Что же мы такие бедные, загнали себя в тупик,
где наивысшим смыслом и красотой является сотворённая культура (фильмы, книги ...),
на чём воспитываются и дальнейшие поколения по замкнутому кругу(7).
Ныне редко сознание,
с которым человек стремится жить в лесу. Не научились мы ещё творить дикую природу
в своём окружении при всём нашем технологическом могуществе. Наверное, всё ещё предстоит.
Проблески понимания этого есть в футуристической "Сумме технологий" Станислава Лема,
где будущее видится в творении Природы, правда за пределами известной физики. Дальнейшая мысль –
не случаен ли закат Европы (по Шпенглеру)? Печальна перспектива "Города" и у Клиффорда
Саймака, который читается реалистично, словно пророчество (пожалуй, лучшая его повесть).
Моё пребывание в Париже, полностью закатанном в асфальт и камень (Елисейские "поля"!), однажды
открыло мне этот тупик Европы. Хорошо, что мы не зашли так далеко, и нам стоит беречь наши
резерваты природы. Чтобы было куда телепортироваться(8) в
далёком будущем посидеть у костра у таёжной речки, в фуфайке, на рыбалке на хариуса.
А вот у японцев иначе. Их идеалы/философия завязаны на восприятии природы, мера всех
вещей – природа, а не человек. При этом корни эстетики японцев лежат глубже,
фундаментальнее, чем у европейцев – в синтоизме и буддизме. Мерой красоты у японцев
является красота природы, природное является непревзойдённым образцом для творчества.
К примеру, одно только название "Мелкий снег" социального романа-эпопеи Дзюнъитиро
Танидзаки говорит об этом (у них снег быстро тает, и им любуются так же, как сакурой).
Созерцание природы у них является непременным для развития чувства прекрасного. Лишь
на этой основе возможна оценка человеческих творений. Да, природа необходима, но не
достаточна.
Ачинск случился незаметно, далеко за полночь – Бетси затрясло на тёмных
улицах сибирского городка. Одним годом я въехал вот так лихо и у Бетси отвалилась труба.
При въезде в город, да и вообще, будьте осторожны на дорогах.
Эта история повторяется ежегодно. Пока
впереди долгая дорога, предвкушаю приключения. Новые пейзажи
и запахи будят мозг от некой спячки, в которой я пребываю большей частью.
Как всегда в пути приходит воля-вольная и откровение, душа раскрывается, уходит
что-то нервное, беспокойство, проникаюсь любовью к природе.
Плюшевая Башкирия
Армия Солнца
Уфа на реке Белая
(День первый) Башкирию, и меня, нынче пощадило: было далеко не 40С, как в прошлом
году, вполне терпимо, хотя в салоне Бетси всегда томит теплом. Холмы приподнимают меня,
вырвавшегося с плоскости, оторвавшегося от земли.
Они такие гладкие и ухоженные, что хочется погладить их. Их просторы постоянно относят
меня к картине Ван Гога "Пейзаж в Овере после дождя". Хотя там нет холмов. А здесь дождя
не было и в помине. Непрестанные поля подсолнечника тоже ван-гоговские – притягивают,
того и гляди уйдёшь в кювет. Утром они словно армия, все поворачивают головы
к восходящему Солнцу-полководцу. Ах! Эти воспоминания утренней свежести.
Наяву же большой трафик, и грандиозная уфимская развязка – всё в
асфальте на сотню км, природы нет. Гоню и жду окончания этого явления.
С облегчением миную белокаменный город на реке Белая – известный мне лишь тем,
что выпестовал поэта и певца Шевчука, и Гену Валявина, той же породы (коллега по одной
шаражке, который оказался для меня, как я обнаружил впоследствие, кладезью хиппующей
мудрости), – и втягиваюсь в
горы Урала.
Холмы одеваются в шубу леса. Из под его полога сочится долгожданная прохлада, местами
стоят лужицы. Как здорово здесь! Как в родной стихии. Ёлки, манящие ущелья, озёра, уходящие
речки – куда? Почему я не остановлюсь, почему я не живу здесь!
Начинается гонка. В горах фура перед тобой – многократное зло, и её надо обогнать, иначе
тянуться тебе что в гору, что под уклон. Даже не
останавливаюсь над городком Сим – здравствуй, Сим! – чудом света (восьмое? или
пятнадцатое?): ещё светло и он не сверкает своими сокровищами в пропасти, да и работать
надо. Хочется чая.
Уральские "тягуны"
Когда спускается темнота, нас с Бетси больше ничто не
тормозит: пространства нет. Темнота и крутые виражи пьянят, азарт как в
картах. Редко кто подхватывает гонку, гонщики по прямой позади. На Алтае народ
более лихой. Укатали меня горки километрах в 40 от Челябинска, у безымянной заправки
Газпрома. Это какая-то параноя.
(День второй) После ночёвки на бензоколонке протираю лобовое стекло
от слоя протеина, отложившегося предыдущим днём, и иду пару часов объездной дорогой
(поворот на Троицк, потом на Челябинск), чтобы завтрак заработать (подъём
как всегда в 4:30-5 – какой завтрак), собственно очередной
отдых от дорожной сонливости. В сон затягивает зуд мотора и вибрации машины. Почему то
это более свойственно дневным, особенно утренним, часам, и лишь вечером и ночью эта
размягчённость спадает, словно вместе с жаром, которым пышет нутро машины под палящим
Солнцем. Как хорошо в дороге! Прохлада гор словно простёрлась и сюда. Вдали, в утренних лугах,
Челябинск – город-видение, город-сказка. Сами луга как сказка.
На лужайке на Дудайке
В таких местах путешественники оседают на пикник. Кипячу котелок воды
на примусе и заливаю в термос на предстоящий день. Кафе стал избегать вообще.
Стол можно не устраивать: насиделся, фуршет у Бетси, на ногах. Утром отпиваюсь чаем
(спасибо Анечке за тёртую ягоду), а дальше как получится.
В этих прогонах по жаре мог утолить жажду лишь зелёным чаем.
Вдали от шумной трассы
В колее
В полях Курганской области
Свёртки на обед разнообразят путь. Нужно красивое не затоптанное
место, с тенью, подальше от вида и шума трассы, и чтобы москиты не мучили. Приходится
поездить, поискать нечто любое глазу. Сколько их было, этих
пикников у обочины.
      Однажды, счастливый лёгкой находкой (недалеко от трассы), растянулся
на мягкой мураве над озерцом Дудайка, незаметным у деревни Рассвет, вблизи
Кемерово, и только принялся смаковать дорожные явства, как появился мальчишка с
автоматом, лет двенадцати. Успокаивая возмущённое спокойствие, пригласил его к чаю. Так
вышла занимательная компания – мы пили чай с несчастным мальчиком Даниил из деревни,
который ненавидит папу, который живёт не с мамой, которого все обижают и который, поэтому,
любит автомат и хочет стать военным, и который не знает ни Волги, ни Урала.
На тарантасе по М5, у Варгушей
Место под Шумихой (между Челябинском и Курганом) загадочно.
В очередной раз (третий) здесь
спотыкается Бетси. На этот раз чудеса с электрикой. Это случилось сразу как проехала
какая-то мигалка, широкая, было ощущение какого-то радара от этой мигалки. Обнаруживаю,
что разряжен аккумулятор. Покопался – контакт между генератором и стартером одновременно
хлипок и окислен – затягиваю. Бесполезно и долго голосую тросом в руке – народ
проезжает с серьёзным видом. Всегда считал (after Гена Валявин), что все беды от
серьёзности. Потом пытаюсь подтянуть-подтолкнуть Бетси с горки за этот трос, и махнул
проезжающей девятке – сработало, остановилась! Два бородатых кавказца поздоровались за
руку и предложили толкнуть вручную. Толкнули – Бетси завелась, на удивление и к моему
непониманию. Спасителям всучил кило шоколадных конфет, что попались под руку.
Они недоумевали зачем им конфеты.
– Детям, – объяснил я.
     
Доехал несколько км до электрика, что на перекрёстке на Шумиху (уже третье путешествие
чиню там Бетси, в двух других случаях добирался на буксире). Было застрял и там, не успев
пересечь буквально ширины дороги. Что делать? Вытолкнул Бетси на середину дороги – тут же
появились желающие подтянуть её к мастерской. Оказалось, что сгорел якорь генератора.
Электрик объяснил, что я доехал на остатках аккумулятора. Тогда почему же Бетси заглохла
после "радара" сразу, не успел я ещё и удивиться его явлением? Генератор спалила разболтавшаяся
клемма? Новый генератор обошёлся мне в тройную цену от зимней. У магазина и заменил.
Справится ли Бетси дальше? Но постепенно опять поверил в бесконечное урчание мотора, как
часики. Почему-то это урчание напоминало тарахтение трактора – и это внушало уверенность.
Это невероятное происшествие подзадержало меня и
заночевали мы с Бетси под Макушино, против планов на Ишим-Абатское.
Чесноки
(День третий) Еду по Частоозёрью, озёрному краю. И так захотелось
ощутить болотно-луговые запахи, что свернул в сторону озера у деревни Чесноки.
Дело было после года коронавируса. Пострадало и моё обоняние. Редко когда что-то чувствовал.
Когда оно накатывало, я восторгался жизнью, и даже бензиновой гарью. Озеро жило: в камышах
щебетали птицы, в воздухе зудели москиты. Вблизи озера я принялся "танцевать" цигун и
восхваливать Солнце – дышал. И я почувствовал!
В деревне никого не увидел, дюжина старых изб, много
развалюх, асфальт очень стар и потрескан. Жизнь из деревни утекла. У берега
посидел на разбитой лодке. Озеро в обрамлении берёз, камыши, небо – всё выцвело под Солнцем,
словно ситец.
Озеро Чесноки
Два орла долго кружили над озером
в разных направлениях, сходясь (играя?) и клича. Потом разлетелись в противоположных
направлениях. А я думал, что это любовная пара. Мне казалось, что они беззаботны и вольны,
не то что мы.
Остановка в пути
Недалеко оставалось до Пеганово, где кладбище у дороги часто
служило мне остановкой, и даже ночлежкой. Там и позавтракал (на примусе).
      Проехал мужичонка
на Ниве, вокруг кладбища, с лодкой-резинкой на прицепе. Наверное, это утренний ритуал
для него (в клетчатой рубашке с коротким рукавом, когда ещё по утреннему прохладно). Я
позавидовал ему, жаренным карасям и этому солнечному утру. Походил среди могил по окраине
кладбища, вычитывая скудные даты жизни и эпитафии, подолгу рассматривая кресты и памятники.
Мысли отшелушиваются и уходят. Остаётся что-то самое глубокое. И в общем то
простое: успокоение, освобождение от страстей. Кладбище охлаждает страсти и позволяет
увидеть жизнь и наслаждаться ею. Тихо. Тишину разрывают машины на трассе. Я нехотя
вливаюсь в общий поток. Только что всматривался в лица, которых уже нет – как они
жили, каково было им жить тогда, почему умерли?
Вид дороги и несущихся авто приводит к раздумьям об эволюции человека, и непременно с
доисторических времён. Страсть как хочется увидеть как жили первобытные. Они видели мир
безграничным и полным приключений. Для нас мир – на ладони, помещается на карту и стал
круглым, пространство схлопнулось. Какая разница между их дубинками и современным авто!
Как, какими путями человек пришёл к удивительной современной технике? Почему так случилось?
Случилось вдруг.
Ведь искусства и религия, т.е. собственно нынешнее сознание, что собственно отличает нас
от крокодилов, появились лишь примерно 40 тыс лет назад, что всего ничего по сравнению
примерно с 2-мя миллионами, когда человек уже вооружился обтёсанными приспособлениями для
жизни (9).
Неужели пращур 2 миллиона лет назад "бездумно" отёсывал камень? Как какая-то обезьяна или
новокаледонская ворона. Иначе он должен был
воображать, а значит и Богов иметь, и себя видеть со стороны, и знать своё счастье.
Былое дороги Ишим-Абатское
Зачарованные частоозёрско-ишимско-абатские луга быстро пролетают:
дорогу здесь наладили и поддерживают в хорошем состоянии. Слава бездорожья
Бердюжья стала легендой. Во времена оные, здесь, на самом вязком участке
артерии России, скапливались
тучи фур, они переваливались из ямы в яму со скоростью 5-10 км/ч.
Немного жаль: здесь мне так нравится. Который раз меня одолевают мечты поездить по
тюменским землям, надышаться запахом болот, аквариума – надо бы аквариум домой.
Сколько здесь озёр, а на них уток! Вот, ради этих сдвигов по фазе стоит ехать за рулём.
Прощание
Битва между Ишимом и Абатским
Солнце упало – а мы стояли (в битве за дорогу). Было и такое.
Фуры перегревались и сходили с дистанции.
Иртышь
Долго тянутся подъезд к Омску и объезд.
Скачки
Мелькает скульптура скачек – великолепно!
Дух бесконечности
Чем глубже в Сибирь, тем свободнее дорога.
Потянулись однообразные Барабинские степи. Везде признак
беспредельности. Теряешь отсчёт времени. Доеду ли до дому.
Пустошь
Сиамские близнецы
Ужин (на примусе) и отдых у озера перед Барабинском,
достаточно далеко от дороги, чтобы отдыхать от её шума.
Волнение
Пространство
Гоню немного по темноте.
Тогда возникает шанс насытиться жизнью, которая едва чувствуется днём от сонливости
и жары. Гоню не в смысле скорости, а движения вперёд без остановки. Большая скорость
быстро отупляет, перелом где-то между 80 и 90 км/ч. Ломаюсь у стоянки в 215 км до
Новосибирска. Там ночная фейерия, как в Лас-Вегасе – забиваюсь в самый тёмный угол,
чтобы были видны звёзды.
(День четвёртый) Следующий день – подъезд к дому по кемеровским горкам,
выход из свободного плавания. Красиво в предгориях Алтая. Тайга без края. Помнится, за
Новосибирском воздух был волнующий, запах как из забытого детства. Свежий, настоящий.
Люди здесь счастливы просто потому, что дышат им. А мы, к примеру, тольяттинцы, дышим
помойным воздухом. Дело в большем: даже за городом у нас воздух не тот, что сибирский.
Небо Мариинска
Кемерово – это адское место для дальнобойщиков, примерно
два часа по забитым городским улицам, светофорам, "карлсон" двигателя работает постоянно. И чуть ли не
с визгом радости вылетаешь на трассу на Мариинск. Опять гонки и крутые виражи, но уже
без опъянения. Солнце скатывается по горкам вместе с тобой, в его косых лучах золотятся
склоны. На ночной стороне бледнеет Луна – скоро она будет королевой.
Под Луной
Около Мариинска день гаснет. В город уже не заезжаешь: движение по
развязке. Дорога здесь красивая: на горах, неясное очертание далёкого горизонта тонет в сумерках,
огромное лиловое небо. Сравниваю с предыдущей дорогой.
Кажется лучше. Не обман ли чувств? Здесь на время прорезаются запахи. И Луна слишком
велика. В этой картине, поддёрнутой пеплом древности, или вечности? странно видеть
проносящиеся огни фур.
Врата Ачинска
Последние часы дороги гоню в ночи, настигаю красные огоньки фур-трудяг,
обгоняю и ныряю снова в темноту. Перед самым въездом в город не могу не отдохнуть и забываюсь
минут на десять у Белого Яра.
      Въезд в ночи фантасмагорический. Вид поднявшихся
гигантских шламовых террас Ачинского глинозёмного комбината навеял воспоминания о рыбалках
здесь на шламовых озёрах в детстве. И каких мы тогда таскали карасей! А ночью бдили над
закидушками на килограммового карпа. Мы были зачарованы рыбалкой, да и жизнью вообще.
Но, налицо была аксиома исторического развития: всё скудеет со временем.
июль 2019 – июль 2021
Комментарии
1. Марта слепла, наверное, постепенно, но ослепла в один день
от диабета (ветеринары-двоешники, ну и моя глупость), после 10 лет, и стала степенной
диванной собакой. Может сейчас, когда она поскуливает во сне, ей снятся наши походы?
От которых стёртые лапы заживали месяцами, в морозы, до -28С, по жаре, до +35С, с
изводящим гнусом и скудным пайком, под холодными дождями, а на сплавах глаза выжигало
Солнцем. Всё это она может сейчас лишь вспоминать во сне. В моей груди теснятся чувства
любви, дружбы и долга перед Мартой. Иногда я разочаровывался в этой собаке, когда она сбегала или
ластилась к чужим, но всякий раз был посрамлён в своих сомнениях, когда она находила дорогу к дому невесть
откуда, или переплывала широкую реку за мной вслед (добровольно же она даже не купалась),
нежелая оставаться в лагере. Верно говорит специалист по поведению животных
Конрад Лоренц (основатель этологии):
"В моих отношениях с преданной собакой я всегда оказываюсь вторым. Какие
это необычные и единственные в своем роде узы! Вы когда-нибудь задумывались над их необычностью?
Человек – существо, наделённое разумом и высокоразвитым чувством моральной ответственности,
существо, для которого высшей и благороднейшей верой стала вера в братскую любовь, – именно
тут вдруг оказывается менее благородным, чем четвероногий хищник. ... Факт остается фактом: моя собака
любит меня больше, чем я ее, и это всегда порождает во мне смутный стыд. Собака в любой момент готова
пожертвовать за меня жизнью. ... А как поступил бы на их месте я?"
[назад]
2. От "промысел", которое в свою коренится в "мышление", на древне-русском означавшее
добычу зверя. "Охота" стало употребляться позже, как барская страсть, забава.
[назад]
3. Через Ермака "промышленность звериная ... заманила Россию в Сибирь" (П.А. Словцов)
[назад]
4. Точнее, в 1584 г. вернулось 150 казаков из той трети от 5000 казаков, что перевалила
Урал в 1580 г.
[назад]
5. При этом чиновников Тобольска следовало бы "отдать всех под суд", а чиновников Томска
вообще "бы всех повесить", по мнению губернатора М.М. Сперанского.
[назад]
6. Объезд Кемерово без проблем – через Сухую речку
(прямо на кольце у города Топки, на Новокузнецк): на сухореченской развязке поворот налево,
на аэропорт – улица Рубиновая, переходящая в улицу Терешковой (пересекает реку Томь) –
Сосновый бульвар – проспект Шахтёров – улица Ракитянского – и выезд по улице Нахимова.
[назад]
7. Помнится как-то мы с Александром Копыловым, из
САО, спорили больше часа (в гостинной башни телескопа,
закрытые по непогоде), что первично, а что вторично для эстетики: культура или природа.
[назад]
8. Квази телепортация частиц – квантовое запутывание, или
"сверхъестественное действие на расстоянии" (слова Эйнштейна) – уже продемонстрировано
на расстоянии более 1120 км китайским квантовым спутником Micius в 2020г.
[назад]
9. В 22-м году самых древних пращуров датировали 3.4-3.7 миллионами лет:
по радиоактивным космогенным нуклидам в камнях, укрывающих "колыбель" человечества
– известняковые пещеры Стеркфонтейн, недалеко от Йоханнесбурга, ЮАР, –
где обнаружено множество останков гоминидов рода австралопитеки, в т.ч. самый полный скелет
пращура, малышки Литтл Фут. А древнейшая живопись, в пещере Нерха (Испания), датируется
в 43.5-42.3 тыс лет. В этом неандерталец не отставал от кроманьонца, как свидетельствует
гравировка стен пещеры Горхэма, Мустьерской культуры, на Гибралтаре, старше 39 тыс лет –
выходит, заражение культурой произошло одновременно, прокатилось как эпидемия.
[назад]