Venus and Pleiades at dawn
"Во всех частях земного шара имеются свои, даже иногда очень любопытные, другие части"
Александр
Панфёров

В долинах Софии и Кизгыча

Лыжный поход в Марте 4-9, 1998; Архыз – река София – перевал Софийское Седло – река Кизгыч – Архыз; 60км

В 17ч мы со Славой Дебур вышли из Архыза и до моста на Мостовой, через Псыш, шли пешком. Морозило. За мостом – на лыжах. В темноте, но при Луне. Еще за полчаса увидели огонек на ферме под ущельем Ак-Айры: как потом выяснилось, это светила далеко в ночи свеча ростовчан, поставленная в окне комнаты, используемой под хранение их бесчисленных продуктов, просто так, для уличного освещения. Ростовчане – 4 парня с 2-мя девушками – напоили нас чаем, а в 23ч мы пошли спать в их кладовую. Она показалась очень уютной, с висящими на стенах колбасами и сгущенкой вдоль стен.

Под перевалом Софийское Седло. Фото Вяч. де Бур Завтрак под перевалом Софийское Седло

Утром (5-го дня) заворочались задолго до рассвета, потом разговорились, чем разбудили и ростовчан. Минут за 30 собрали рюкзаки и в 6:40 вышли в сторону Софийского Седла. Небо было облачное, бледное солнце едва виднелось. Шли по следам ростовчан, уже побывавших на Софийском Седле. Вчера они пугали нас рассказом о тяжком подходе по снежному склону и невозможности спуска с Софийского Седла на ту сторону. Через час останавливаемся на чай у поваленных сосен. К чаю добавили гречневой каши и какао с печеньем. Только часа через 1.5 мы расправились с завтраком.

Кош под перевалом Софийское Седло. Фото Вяч. де Бур Старый кош под перевалом Софийское Седло. Наш кош был уже меньших размеров

Только мы прошли до коша, прошлогодней постройки-перестройки, – нас застал неожиданно посыпавший снег. Единодушно откапываем вход в кош, думая что до следующего дня. Он щелястый. Рьяно взялись за благоустройство. Но через час снег столь же внезапно прекратился, облачность уменьшилась – даже перевал открылся и солнышко пригрело сквозь облака. Мы быстро взвалили рюкзаки на плечи. Я замешкался и пошел по следам ростовчан, где пришлось вспомнить их страшный рассказ. Слава же как-то незаметно увернул в каньончик левее, а потом долго поджидал меня вверху. К 13ч мы преодолели самый сложный участок, где приходилось идти лесенкой, а когда и пешком. И снова пошел снег, потом перекус (очень кстати пришлась вода, взятая с собой), потом солнце. Да, было от чего сомневаться Славе в подъеме в такую погоду. Но я убедил его, что переночевать можно и на Софийском Седле, а утром, со свежими силами, можно спуститься в любую погоду.

В 15ч мы на Софийском Седле. Выбираем место для пещеры и к 17ч она уже готова. К этому времени мои ботинки напитались водой, да и все на мне было сырым от работы со снегом. С радостью от окончания мытарств обустраиваемся в пещере, перекусили и ожидаем время ужина. Где-то в 18ч решили что пора и принялись готовить ужин. Готовили на газовой горелке. Это был парадоксальный трюк: чтобы горелка нормально "жарила" нужно было постояно согревать ее леденящий балон теплом ладоней. Ничего – суп получился неплохой, просто замечательный, и всего за 10-15 мин. Чай уже так себе. Я в сухих теплых чунях, сыт и тянет в сон. В пещере уютно, хотя около нуля и очень сыро. Стенки, напитавшиеся влагой, перестали осыпаться снегом при касании. Снаружи много хуже: выходил, поэтому уверен в этом. За ужином мне слышались шаги, хрустящие по насту, а Славе как-то пригрезился звон ботала. Все это можно было бы списать на глюки, столь обычные в походах. Однако утром мы обнаружили около пещеры следы туров. Поделив площадь пещеры, легли вольтом. Под брюки я засунул совершено мокрые носки. Было зябко, но не холодно. Ночью боролся с одеялом: хотелось спрятать голову под одеяло, но ноги не давали.

Ночёвка в снежной пещере на перевале Софийское Седло. Фото Вяч. де Бур Снежная пещера на перевале Софийское Седло

Утро 6-го: подъем в 6:15, какао с путлибами, сбор, ноги мерзнут в мокрых ботинках – скорее бы пошли, выход через час. Мороз не слабее -15. Идем по гребню на восток, до оголенного от снега отрога, по которому спускаемся в долину Кизгыча. Спуск в верхней части по земле. В самом низу лихо скатываемся на лыжах, по большому плато, поросшему лесом. 12ч.

Изба лесника на реке Кизгыч. Фото Вяч. де Бур Изба лесника на берегу реки Кизгыч – восхитительное уединённое убежище, охраняемое высокими горами и глубокими снегами

Вваливаюсь в избу первым. Ее запахи и нехитрое убранство околдовывают. Выхожу наружу – лесная опушка, речка-ручеек, на берегу изба, хмурая весенняя распутица, со снегом напитанным талой водой, все будто родное. Эта распутица сильно затрудняет передвижение – мы с удовольствием поддаёмся очарованию избы и останавливаемся на отдых. До 15ч расслабляемся и обедаем. Я пеку оладьи из имеющихся в избе муки и масла (в ней вообще много чего было для простого комфорта). Обсуждаем что делать дальше – не решаемся ходить куда-либо по мокрому снегу, а завтра, возможно, на Тюбетейку, вершинку под перевалом Бугойчат, что вблизи Главного Кавказского Хребта. И то ладно: устал я.

7-го, снегопад изменил наши планы. Лишь в обед я выбрался для разнообразия, за шиповником. Слава увлекся заготовкой дров.

8-го, с утра ясно и морозно: за несколько минут, пока я шел от реки, вода в ведре покрылась коркой льда. Вышли налегке, около 7:30, к ущелью реки Бугойчат: обернемся за день, куда успеем. Однако Слава не был похож не пионера, чтобы можно было рассчитывать на Тюбетейку. Первоначальная потеря ориентации и глубокий снег – а нам пришлось преодолевать пару глубоких провалов-ручьев по правому берегу Кизгыча, до впадения Бугойчата, потом крутой подъем по захламленному пихтачу – съели наше время. А там резко потеплело: солнце растопило снег, посыпалась кухта и закапало с пихт. Лыжи сразу же отяготились, по пуду, налипающим снегом – и мы будто встали на прикол. Уходим обратно вниз.

Привал у Чёртовой Мельницы в верховье реки Кизгыч. Фото Вяч. де Бур Привал у ревущей Чёртовой Мельницы

В 14ч, после неудачной вылазки к вожделённой прекрасной вершинке Тюбетейка, пьем чай у слияния Бугойчата и Кизгыча. Очень красивый день.

Изба лесника в долине Кизгыча. Фото Вяч. де Бур Изба лесника в долине Кизгыча

В 15:30 – обратно к избе, и через час там.

Неторопливый вечер. Дрова, чай, разговоры. Ясно, что весна не оставляет нам никаких шансов на продолжение маршрута – завтра домой.

9-го, ранний подъем, в 6ч. Настроения нет: неохото возвращаться. Выход в 8ч. Спешим пока лыжи скользят. За 2:40 успеваем до первого прижима, перед 1-ой избой. Перед вторым прижимом – в 13ч. Перекус. По пути цепляется один из егерей (наиболее трезвый) и конвоирует нас на лошади по заповеднику до Архыза. В 15ч входим в поселок.